Осина – одно из распространенных деревьев, которое славится величеством и красотой. В народном фольклоре ее часто представляют, как проклятое. Несмотря на это, ее выбирают и в качестве оберега. Рассмотрим подробнее, какое место она занимает в русском фольклоре.
В каких целях использовалась осина
Есть примета, по которой это дерево было запрещено сажать около своего дома. В противном случае, хозяин не смог бы избежать несчастий (связанных со здоровьем, денежным благополучием). Ее никогда не применяли во время строительства домов и даже не топили печь. Некоторые славяне с Востока считали ее «чертовым» деревом. У белорусов бытовали следующие мнения:
- на огне из веток дерева ведьмы приготавливали отраву;
- для превращения в оборотня, колдуну требовалась сделать кувырки через осиновые колышки;
- чтобы завести дружеские отношения с лесовиком, человеку надо было призвать его, стоя на поваленных осинках.
Очень часто на Руси это дерево применяли в магических целях. Например, с его помощью можно было вычислить ведьму: для этого в ночь накануне Ивана Купалы человек залезал в сарай с животными под борону, которая изготовлена из осины. Чтобы понять, кто из девушек был ведьмой, человек вбивал в почву осиновый кол, поджигал щепки, кипятил цедилку. Если девушка и правда оказывалась ведьмой, она приходила с просьбой не сжигать ее.
В фольклоре и различных обрядах дерево выступало в роли средства для борьбы с нечистой силой. Чтобы уберечь свое поле от напасти ведьм, в посевы втыкали ветки осины. На огне из осиновых дров проводили обряд сжигания колдунов, чтобы они не смогли навредить людям. Согласно поверьям на Руси, убитую гадюку требовалось повесить на сучья дерева: в противном случае она могла ожить. Заговоры от ее укуса зачастую прочитывали над осиновой корой. Костер из осиновых дров был признан лучшим методом борьбы с нечистой силой, что взяло основу для пословицы: «чтоб он на осиновом дереве сгорел!».
У славян с Востока было принято кол из осины втыкать в вурдалаков. Для защиты домашнего скота от нападения ведьм на вороты устанавливают осины, которые были вырваны с корнем. При проведении различных обрядов славяне применяли дерево в качестве надежного оберега. В купальскую ночь воткнутые в стены сарая и ворота осиновые ветки оберегали домашних животных от ведьмовских злых умыслов.
Когда возводили новый дом, в углу фундамента втыкали колышки из осины, чтобы уберечь дом от различных невзгод. Чтобы уберечь себя от лешего, человек, который остался на ночь в лесу, ложился спать в круге, очерченном с помощью осиновой палки.
Применение в народной медицине
Осина часто служила лечебным средством с целью гонения нечистой силы и проблем со здоровьем. Заговоры читали над осиновыми прутьями, после чего их клали на больного. Дерево помогало и при зубной боли. Если у человека сильно начинал болеть зуб, брали сучок и три раза читали заговор, после чего прикладывали его к болезненной области.
Народная медицина также не обходилась без этого дерева. На него «переносили» некоторые заболевания. Например, если у человека была лихорадка, то у него срезали локоны и ногти, после чего вкладывали в дырку, которая была просверлена в осине. Далее эту дырку забивали колышком. Считалось, что так лихорадка будет заколочена и не сможет вырваться наружу. Иногда больного человека сажали на осиновый пень, думая, что заболевание оставит человека и проникнет в него. При «передачи» заболевания, они проговаривали следующую фразу: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!»
Иногда, чтобы сохранить свое здоровье человек давал дереву кровное обещание не вредить ему (не отламывать ветви, не сжигать в костре). Если у ребенка были эпилептические припадки, то у него срезали локоны и ногти, которые после забивали в косяк двери осиновым колышком на высоте роста малыша. Согласно приданиям, когда он становился выше этого места, болезнь уходит. В случае бессонницы из дерева сооружали купель или клали осину малышу в колыбель. Также, удавалось вылечить также грыжу позвоночного столба и ряд иных патологий.